Известный английский философ Фрэнсис Бэкон в эссе "О садах" провозглпсил сад самым чистым из всех человеческих наслаждений. Он считал, что сад очищает дух человека, без него дома и дворцы - только грубое создание человеческих рук. Сад - это рай, где должны расти плодовые деревья, цветы, кустарники - все растения, которым подходит климат Англии. Прекрасны все растения, в саду они должны дополнять друг друга, распространяя при этом самые тонкие ароматы.
В 18 веке соотечественники философа воплотили в жизнь его мысли, создав сады и парки, которые умели "говорить". Сначала английское садоводство развивали протестанские беглецы из Голландии и Франции - гугеноты. Они познакомили англичан с новыми овощами, цветами, новыми приемами в агрокультуре. Но настоящий переворот в устройстве садов совершили английский поэт Александр Поп, садовники Джозеф Аддисон, Ланселот Браун, Генри Рептон, Вильям Кент. Их сады открыли новую эру в садово-парковом искусстве, начав "наступление" на сады эпохи барокко и классицизма, которые имели геометрические формы планировки со строгой симметрией, в которых было много деревьев и мало цветов, присутствовали фонтаны, все что служило для торжественности приемов.
Английский стиль сада основан на законах гармонии и покоя, которые достигаются целенаправленным распределением света и тени. Он предназначен для отдыха и приватной жизни. Основные признаки английского сада - естественность, разнообразие и контрастность. Правильные прямые дорожки в английском саду уступают место неправильным извилистым, поскольку природе не свойственна прямая линия. В садах доминируют змеевидные линии - тропинки, берега озер и речек, стволы деревьев. Появляются крохотные холмики, свободно раскиданные группы деревьев, растущих в природном беспорядке.
Англичане упорядочивают природу, сохраняя при этом ощущение натуральности: открытый простор, леса, озера, водопады вместо фонтанов. Ланселот Браун комбинировал привлекательность водной поверхности с лугами, располагая группы деревьев таким образом, чтобы создать эффект светотени. Со временем искусственно насаженные группы деревьев, линии берегов и озер стали казаться настолько естественными, что даже забылось, что созданы они садовником - художником. В целом, разбивая английский сад, учитывали то, как он будет выглядеть не только в разное время года, но и в разное время дня.
Английские сады воплощают в себе два стиля - рококо и романтизм. Первый представлял собой микромир, завершенную картину, был опоясан большими деревьями, как живым забором, образовывавшим верхний ярус и кустарниками, образовывавшими второй ярус. В местах, где открывался красивый вид, это кольцо размыкали. Посреди сада делали так называемый дерновый ковер с маленькими группами необычайно красивых деревьев и кустарников. Среди дерна высаживали цветы, но немного, чтобы картина была не слишком пестрой. Чтобы цветы поражали своей красотой, их особым образом группировали на зеленом фоне дерна, а также относительно деревьев, кустарников и растений с оригинальной листвой. До сих пор в Англии и Шотландии используют такой способ высадки на газонах луковичных цветов (главным образом, бледно-желтых нарциссов): луковицы выбрасывают из мешка или ведра и там, где они упали, закапывают в землю. Газон тщательно подстригают, чтобы трава не заглушала цветов.
Большое внимание уделяют подбору красок: красное должно быть рядом с зеленым, желтое с фиолетовым, а синее с оранжевым. Цветочные клумбы делают круглой, овальной или звездообразной формы. Самые популярные цветы в английском саду - это розы, нарциссы, примулы, астры, садовые лилии. Возле воды - рододендроны, в водоемах кувшинки. Вклад англичан в мировое садоводство - это газоны и бордюры из однолетних травянистых растений. Трава на газонах всегда низко скошена. Природный газон состоит из смеси разных трав, в основном, злаковых. В английских садах огромные газоны окружают дома сплошным зеленым ковром. Английский газон, хотя и является образцом, идеально-ровный, насыщенно- зеленый, но он довольно трудоемкий и сложный в уходе, и требует установки хорошей системы полива. Английский бордюр - это полоса зеленых насаждений по обеим сторонам дорожек, площадок. Поскольку сад в стиле рококо был микромиром, этот микромир англичане стремились сделать пасторальным, с удобными уголками для уединения. Так появились эрмитажи. Устроенные в тени, в лесистом месте, они всегда были определенной неожиданностью для тех, кто прогуливался по дорожкам сада. Эрмитажи строили в виде "китайских" домиков с крышей из камыша, в арабском стиле с арабскими надписями. Александр Поп изобрел новый тип садового строения - грот, построенный в виде классической ротонды. Такое разнообразие форм на небольшом пространстве вызывало у человека улыбку, настраивало на кокетство, галантность.
Стиль романтизма, утвердившийся во второй половине 18 - начале 19 века, обусловил переход сада в парк. Ограждения исчезают, и теперь прекрасные уголки природы перестают быть микромиром со своими особенностями, а становятся частью мира. Английская перпендикулярная готика главного садового здания прекрасно гармонирует с окружающей природой. Романтиков интересует именно натуральная природа, пение птиц, пустошь - все, что не является нарочитым и искусственным. Если в садах стиля рококо самой важной была форма объектов, то теперь основное внимание уделяется простору между этими объектами: поляне, воздуху, общей атмосфере. Незаметно парк переходит в окружающую местность.
Генри Рептон предложил создавать сады с огромным количеством цветов, причем выбор сортов уже не был обязательным, а зависел от индивидуального стиля создателя. Особые парки были созданы на рубеже 18-19 веков в гористой Шотландии. В них гармонично соединены скалы, водопады, дубы, сосны и ели.
Англия доказала Европе, что сады и парки - это васокое искусство, связанное со вкусами общества, бытом и обычаями. Творения рук английских садовников оказали огромное влияние на развитие садово-паркового искусства других стран.